Методические указания для самостоятельной работы студентов всех форм обучения специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра «Региональная экономика и управление»

ДЕМОГРАФИЯ

Методические указания для самостоятельной работы студентов

всех форм обучения специальности

080504.65 Государственное и муниципальное управление

УФА-2010

Составитель: Шевалдина Е. И.

УДК 314(076)

М 54

Демография: Методические указания для самостоятельной работы студентов всех форм обучения специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление / Сост.: Е. И. Шевалдина. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – 28 с.

В данных методических указаниях даётся алгоритм самостоятельного изучения основных научных знаний о демографии в сочетании с обобщением имеющихся в литературе достижений.

Методические рекомендации включают в себя темы рефератов и докладов, контрольных работ, вопросы для самопроверки, вопросы к экзамену, список рекомендуемой учебной, справочной литературы и первоисточников, необходимых для изучения какой-либо данной темы. Список учебной, монографической литературы указан с учетом имеющейся в фондах библиотеки Уфимской государственной академии экономики и сервиса и других центральных библиотек г. Уфы.

Рецензент: канд. экон. наук, доцент А.С. Ишмеева

© Шевалдина Е. И., 2010

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Самое главное богатство любой страны – её жители. Чтобы объективно определить, что и как надо делать во имя лучшей жизни людей, нужно знать численность населения и её динамику, особенности состава и воспроизводства населения, основные демографические тенденции и закономерности, территориальные демографические различия, обеспечить грамотное демографическое прогнозирование, обосновать и проводить действенную демографическую политику.

Цель курса «Демография» – изучить законы естест­вен­ного воспроизводства населения в их общественно-исторической обу­слов­ленности, познакомить с базовыми основами демографии, дать пред­ставление о главных демографических закономерностях и концепциях, уяснить особенности территориальной специфики народонаселения, по­знать современные тенденции развития демографических процессов и осо­бенностей политики народонаселения в мире, освоить азы социально-демографического прогнозирования.

Задачи курса: научить студентов анализировать демографические процессы и демографическую обстановку, изучить тенденции и факторы основных демографических процессов, освоить основные приёмы разра­бот­ки демографических прогнозов, познакомиться с приёмами и мерами демографической политики, уяснить особенности демографической ситу­ации и тенденций её развития в мире

При изучении учебного курса большое значение для студента имеет самостоятельное составление социально-демографических характе­рис­тик регионов России, а также демографических прогнозов на будущее страны.

Так, например, при изучении социально-демографических характе­ристик региона логическая последовательность изложения должна вклю­чать следующие вопросы:

-Численность населения, изменение численности за определенный период времени.

-Современная демографическая ситуация, причины демогра­фи­чес­кого неблагополучия.

-Рождаемость. Негативные изменения в рождаемости.

-Смертность. Общий коэффициент смертности.

-Состав населения.

-Социальная структура населения.

-Структура семей и его показатели.

-Уровень жизни и его показатели.

-Миграция населения.

-Социально-демографическая политика.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине «Демография» состоит из:

· Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

· Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

· Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;

· Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

· Организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Контроль за самостоятельной работой студентов по дисциплине «Демография» осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый.

Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Итоговый контроль предусматривает выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения) и экзамен в конце изучения материала.

Эффективная самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Демография» обеспечит студентам успешную сдачу экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому высокообразованному специалисту.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕМОГРАФИЯ»

Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении.

Предмет, задачи и методы демографии.

Темы рефератов

1. Основные тенденции развития демографии как науки.

2. Методы демографического исследования.

3. Актуальные демографические проблемы современности.

4. Совре­мен­ная демографическая ситуация в России.

5. Совре­мен­ная демографическая ситуация в Республике Башкортостан.

6. Практическое использование демографических данных.

7. Взаимосвязь демографии с другими науками. В чем заключаются эти взаимосвязи.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под общей теорией народонаселения?

2. Какова роль теории народонаселения в развитии демографии?

3. Демография: предмет науки, цель и задачи.

4. Какова современная демографическая ситуация в России и РБ?

5. В чём заключается взаимосвязь демографии с другими науками?

6. Каким образом демография как наука взаимодействует с экономической теорией?

7. Каковы актуальные, еще не решённые в демографии проблемы?

8. Что является необходимым условием для создания системы демографических наук?

9. Должна ли демография изучать последствия демографических процессов?

10. Какие теоретические демографические концепции вам известны?

11. Каковы основные направления исследований в области региональной демографии?

Литература

1. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

2. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

3. Саградов А.А. Экономическая демография: Учебное пособие / А.А.Саградов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 254 с.

4. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник / Ред. С.Б. Лавров, Н.В. Каледина. – М.: Гардарики, 2002. – 928 с.

Тема 2. История возникновения, формирования

и развития демографии

Темы рефератов

1. Джон Граунт (1620-1674) – автор книги «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности» (Лондон, 1662), его вклад в развитие демографии.

2. Иоганн Зюссмильх (1707-1767), автор книги «Божественный порядок изменений в роде человеческом…» (1741), его вклад в развитие демографии.

3. XVII-XVIII век: развитие демографии в России (Зябловский Е.Ф., Зыбелин С.Г.)

4. Демографическая наука в ХIХв. (П.Лаплас, К.Бернулли, А.Гийяра, П.Ларусса).

5. Основные периоды истории буржуазной демографической науки (Р.Пирл, А.Лотка, Л. Дублин, У. Уилкокс, У.Томпсон.)

6. Формирование и развитие марксистско-ленинской демографичес­кой науки. (К. Ф. Герман, И.Е. Зернов, В.Я.Буняковский, К.А. Андреев)

7. Источники демографической информации.

8. Современный этап развития демографии.

Вопросы для самопроверки

1. Какие теоретические демографические концепции Вам известны?

2. Каковы основные точки зрения на содержание воспроизводства населения? Какое значение для развития демографии имеют различные трактовки?

3. Кто является основоположником демографии? В чём его заслуга?

4. Кого из учёных демографов, географов, государствоведов вы знаете и в чем заключается их вклад в науку?

5. Какие государственные учреждения занимаются изучением населения?

6. Становление демографии в нашей стране связано с именами А.Я. Боярского, П.П. Шушерина, В.Н. Старовского, П.И. Куркина, Б.Я. Смулевич, В.С. Козлова, Б.Ц. Урланиц и других. В чём их заслуга?

7. Современный этап развития науки, заключается в следую­щем…(выскажите своё мнение).

Литература

1. Борисов В.А. Демография: Учебник. / В.А.Борисов– 3-е изд., перераб. и доп..– М.: Нота Бене, 2003. – 344 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

4. Историческая экология и историческая демография: Сб. науч. статей. – М.: РОССПЭН, 2003. – 383 с.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ О НАСЕЛЕНИИ

Тема 3. Система источников знания о населении

Темы рефератов

1. Цели и принципы учета демографических процессов.

2. Основные требования к демографической информации.

3. Основные источники данных о составе населения.

4. Качество и достоверность собираемой информации о демографических процессах.

5. Текущий учет демографических событий.

6. Выборочные социально-демографические обследования населения.

7. Списки и регистры населения.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные причины возможной недостоверности собранной информации.

2. Охарактеризуйте процесс проведения выборочных социально-демографических обследований населения.

3. Раскройте роль списков и регистров населения.

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / И.И.Колесникова. – М.: Новое Издание, 2002.– 527 с.

4. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

Тема 4. Переписи населения.

Темы рефератов

1. Переписи населения как основной источник данных о населении.

2. История переписей населения в странах мира и России.

3. Организация переписи населения.

4. Процедура подготовки и проведения переписи населения.

5. Обработка и публикация данных переписи населения.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные требования к проведению переписей.

2. В чем состоит отличие процесса организации переписей в России и мире?

3. Чем современные переписи населения отличаются от его традиционных учетов?

Литература

1. Всероссийская перепись населения 2002 г.: Информ. сб.– М.: Финансы и статистика, 2002. – 78 с.

2. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

3. Демография: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: РАГС, 2003. – 384 с.

4. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

5. Практическая демография / Под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2005. – 280 с.

РАЗДЕЛ 3. ЧИСЛЕННОСТЬ И СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ. ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ. ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ. МИГРАЦИИ

Тема 5. Численность и состав населения.

Темы рефератов

1. Численность населения и компоненты ее изменения.

2. Темпы изменения численности населения. Понятие депопуляции населения.

3. Понятие структуры населения. Показатели структуры населения. Виды структур.

4. Структура населения по полу и возрасту. Половозрастные пирамиды: типы, построение и анализ.

5. Тенденции изменений половозрастной структуры в регионах мира и России.

6. Структуры населения по брачному и семейному состоянию.

7. Городское и сельское населения.

8. Этническая структура.

9. Социально-профессиональная и образовательная структура населения.

Вопросы для самопроверки

1. Разграничьте понятия «состав населения» и «структура населения». В чем отличия между этими двумя понятиями?

2. Что собой представляет возрастная структура населения РБ?

3. Что собой представляет экономическая, этническая, социальная структура страны в целом?

4. К какой социальной группе вы себя относите?

5. Что такое демографическое старение?

6. Какие методы применяются при изучении динамики численности населения?

7. В чем заключаются различия между коэффициентами и темпами роста и прироста?

8. В чем выражается связь возрастной структуры и воспроизводства населения?

9. Охарактеризуйте основные социально-экономические и демографические последствия депопуляции населения?

10. Охарактеризуйте особенности формирования в России демографических и недемографических структур населения.

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / И.И.Колесникова. – М.: Новое Издание, 2002.– 527 с.

4. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

5. Население России в XX веке: Исторические очерки в 3 т. / Отв. ред. Ю.А. Поляков. – М.: РОССПЭН, 2000.– 345 с.

Тема 6. Воспроизводство населения

Темы рефератов

1. Общее понятие воспроизводства населения.

2. Типы воспроизводства населения.

3. Понятие режима воспроизводства населения, его показатели.

4. Модели стационарного, стабильного и квазистабильного населения.

5. Воспроизводство населения и миграция.

6. Использование моделей закрытого и открытого населения в демографических и экономических исследованиях.

Вопросы для самопроверки

1. Каково соотношение понятий естественный прирост (убыль) населения и воспроизводство населения?

2. Можно ли считать, что положительный естественный прирост населения гарантированно означает отсутствие депопуляции?

3. В чем разница между брутто- и нетто-коэффициентами воспроизводства?

4. Дайте определение терминов «замещение поколений, режим воспроизводства, индекс жизненности, брутто-коэффициент, нетто-коэффициент, стабильное население, истинный коэффициент естественного прироста, коэффициент Лотки, длина поколения, простое воспроизводство, суженное воспроизводство, расширенное воспроизводство, цена простого воспроизводства».

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / И.И.Колесникова. – М.: Новое Издание, 2002.– 527 с.

4. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

Тема 7. Основные показатели рождаемости, её причины и следствие

Темы рефератов

1. Уровень рождаемости. Снижение рождаемости или изменение модели формирования семьи?

2. Динамика рождаемости. Основные причины снижения (увеличения) рождаемости в России и Республике Башкортостан.

3. Возрастные коэффициенты рождаемости в городском и сельском населении.

4. Внебрачная рождаемость. Причины увеличения внебрачной рождаемости.

5. Здоровье новорожденных и младенческая смертность.

6. Планирование семьи. Республиканские центры планирования семьи.

7. Размер и состав семьи в России и Республике Башкортостан.

8. Репродуктивная ориентация семьи.

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные факторы оказывают значительное влияние на численность населения?

2. Какие факторы влияют на естественное движение населения?

3. Что вы понимаете под термином «планирование семьи»?

4. В чем заключается демографическая ситуация в Республике Башкортостан?

5. Что такое уровень воспроизводства населения?

6. Почему во многих промышленных странах, в том числе и в России продолжается рост внебрачных рождений?

7. Дайте определение терминов «рождаемость, естественная рожда­емость, плодовитость, бесплодие, бездетность, инфертильность, сте­рильность, индекс детности, общий коэффициент рождаемости, специальный коэффициент рождаемости, повозрастные коэффици­енты рождаемости, коэффициент суммарной рождаемости, кумуля­тивная рождаемость, вероятность рождения ребенка, календарь рождаемости, спейсинг, тайминг, репродуктивное поведение, нор­мативный подход, эмпирический подход, гуттериты, индексы Коула, ГМЕР, промежуточные переменные рождаемости, непосред­ственные детерминанты рождаемости, индексы Бонгаартса».

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

4. Население России в XX веке: Исторические очерки в 3 т. / Отв. ред. Ю.А. Поляков. – М.: РОССПЭН, 2000.– 345 с.

Тема 8. Смертность, основные причины смертности

Темы рефератов

1. Смертность и продолжительность жизни, изменение продолжительности жизни.

2. Уровень средней ожидаемой продолжительности жизни в России и Республике Башкортостан и его динамика.

3. Взрослые особенности смертности.

4. Смертность, процесс вымирания поколения.

5. Состояние здоровья и уровень смертности как важнейшие социально-демографические проблемы современности.

6. Показатели смертности среди сельских и городских жителей. Основные причины смертности.

7. Детская смертность – индикатор благополучия страны.

8. Младенческая смертность. Уровень младенческой смертности в России и Республике Башкортостан.

9. Проблемы повышения мужской смертности.

Вопросы для самопроверки

1. Уровень и динамика смертности, её основные причины?

2. В чем заключаются основные особенности смертности?

3. Какова ожидаемая продолжительность жизни среди женщин и мужчин на период до 2020 года?

4. Какова средняя продолжительность жизни среди населения в России и Республике Башкортостан?

5. Существуют ли отличия в продолжительности городского и сельского населения нашей страны?

6. Каковы основные причины смертности трудоспособного населения?

7. Что можно отнести к внешним причинам смертности?

8. Почему в России наблюдается исключительно высокий по международным меркам уровень смертности от внешних причин?

9. Дайте определение терминов «смертность, общий коэффициент смертности, повозрастная смертность, младенческая смертность, метод Ратса, таблицы смертности, дожитие, продолжительность жизни, ожидаемая продолжительность жизни, прямая стандарти­зация, косвенная стандартизация, обратная стандартизация, причины смерти, эпидемиологический переход».

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

4. Население России в XX веке: Исторические очерки в 3 т. / Отв. ред. Ю.А. Поляков. – М.: РОССПЭН, 2000.– 345 с.

5. Неравенство и смертность в России: Коллективная монография / Ред. В. Школьников, Е. Андреев. – М.: Сигнал, 2000. – 107 с.

Тема 9. Семья и домохозяйство

Темы рефератов

1. Сущность, структура, типология семьи.

2. Семья в системе общественных отношений.

3. Изменение функции семьи в современном обществе.

4. Структура власти и ролевое взаимодействие в семье.

5. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств.

6. Типология семей и домохозяйств. Семьи полные, неполные, брачные, внебрачные. Домохозяйства простые и сложные.

7. Воспитание в семье.

8. Семейная политика.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие семьи и домохозяйство: в чем заключается различие и в чем сходство?

2. Функции семьи.

3. Молодая семья, проблемы и перспективы.

4. Мотивы вступления в брак.

5. Какие вы знаете типы семей? Какие их основные отличия?

6. Как можно классифицировать домохозяйство?

7. Каким образом изменяется структура семей?

8. Какими чертами характеризуется европейский тип брачности?

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

Тема 10. Браки и разводы

Темы рефератов

1. Характерные особенности процесса формирования семьи в России.

2. Брак как исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной.

3. Снижение регистрируемой брачности.

4. Брачная когорта, как совокупность лиц вступивших в брак в один и тот же период. Характеристики брачной когорты.

5. Динамика чисел браков в России и США, сравнительный анализ.

6. Средний возраст вступления в первый и повторный брак мужчин и женщин.

7. Рост числа незарегистрированных браков. Основные причины роста.

8. Разводы. Показатели разводимости в России.

9. Причины разводов.

Вопросы для самопроверки

1. Почему снижается число браков в России и Республике Башкортостан?

2. Как изменился средний возраст вступления в первый брак?

3. Что оказывает особое влияние на современное состояние брачности в России?

4. Почему показатель разводимости остается на высоком уровне?

5. Высока ли доля повторных браков в России и Республике Башкортостан?

6. Почему растет количество незарегистрированных браков?

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

Тема 11. Миграция населения. Учёт миграций.

Миграционная политика

Темы рефератов

1. Миграция, общие тенденции.

2. История миграции населения.

3. Законы миграции. Концепция Равенштейна.

4. Социально-экономическая роль миграции в обществе и её основные причины.

5. Методы учета миграции.

6. Классификации миграционных потоков. Виды миграций: сезонная, эпизодическая, маятниковая и т.д.

7. Миграционные процессы в России.

8. Миграция между Россией и странами СНГ и Балтики.

9. Социально-экономические проблемы беженцев и эмигрантов.

10. Структура мигрантов по возрасту и полу.

11. Миграционная политика в России.

12. Особенности учета международной миграции населения.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные факторы миграции населения.

2. Какие факторы оказали особое значение на развитие миграционных потоков в России в 90е годы?

3. Какова структура мигрантов по возрасту и полу?

4. Что представляет собой внешние и внутренние миграции в современных условиях?

5. Какие наблюдаются изменения миграционных потоков?

6. Каков этнический состав мигрантов?

7. Что повлияло на увеличение притока населения в города?

8. Каковы особенности миграции в Республике Башкортостан?

9. В чем состоит концепция трехстадийности миграционного процесса?

10. В чем состоят особенности международной трудовой миграции из России?

Литература

1. Бадыштова И.М. Трудовая миграция в России как средство выживания семьи в России / И.М.Бадыштова, О.Д. Воробьева.– М.: Планета, 2001.– 341 с.

2. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

3. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

4. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности / Ж.А.Зайончковская, О.Д.Воробьева // Миграция населения.– 2001.– № 3.– С.10–18.

5. Збарская И.А. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения / И.А.Збарская // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия: Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции.– М., 2003.– С.57.

6. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция / И.В.Ивахнюк. – М.: ТЕИС, 2005. – 324 с.

7. Шевалдина Е.И. Демография: современные миграционные процессы / Е.И. Шевалдина.– Уфа: УГАЭС, 2006.– 101 с.

Тема 12. Плотность и размещение населения. Урбанизация

Темы рефератов

1. Плотность населения как показатель освоенности территории.

2. Средняя плотность населения в России и Республике Башкортостан.

3. Влияние социально-экономических, исторических, природно-географических факторов на плотность населения.

4. Городское и сельское население: основные категории населения.

5. Структурно-функциональные типы городов.

6. Понятие урбанизации.

7. Факторы и этапы урбанизации.

8. Особенности урбанизации в различных регионах мира и России.

9. Ложная урбанизация.

10. Социально-экономические последствия урбанизации.

11. Урбанизация и социально-экономическое развитие.

12. Сельское население и сельские населенные пункты.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое плотность населения, в чем она измеряется?

2. Какова средняя плотность населения в России и Республике Башкортостан?

3. Какие экономические районы являются самыми густонаселенными и почему?

4. Какие экономические районы Европейской части России имеют наименьшую плотность?

5. Существуют ли различия в плотности населения внутри экономических районов?

6. Почему наблюдается крайняя неравномерность размещения населения Сибири и Дальнего Востока, чем это объясняется?

7. Какие структурно-функциональные типы городов можно выделить?

8. Назовите основные факторы урбанизации в современном мире.

9. В чем состоит явление «ложной урбанизации»?

10. Каким образом урбанизация способна повлиять на естественное воспроизводство населения?

11. Дайте определение терминов «урбанизация, городское население, сельское население, ложная урбанизация, агломерация, расселение, людность, малые города, поселки городского типа, периферийная урбанизация».

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

4. Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, А.А.Овсянников и др. – М.: Наука, 2002. – 322 с.

5. Перцик Е.Н. Города мира: География мировой урбанизации: Учеб­ное пособие / Е.Н.Перццик. – М.: Межд. отношения, 2003. – 381 с.

6. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: учебное пособие для вузов / Ю.Л. Пивоваров. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 231 с.

7. Флоринская Ю.Ф. Новые формы занятости населения малых рос­сийских городов / Ю.Ф.Флоринская // Миграция населения. Вып. второй. Авт.– сост. О.Д. Воробьева.– Москва: Наука, 2001.– 68с.

Тема 13. Уровень жизни как объект демографического наблюдения

Темы рефератов

1. Уровень жизни как одна из важнейших категорий

2. Уровень жизни, его динамика и дифференциация.

3. Понятия «качество жизни» и «уровень жизни». В чем отличие?

4. Количественные и качественные показатели уровня жизни.

5. Жилищные условия, качество обслуживания населения, развития образования, здравоохранение, культуры в РБ и России.

6. Мероприятия по повышению уровня жизни, оказание помощи многодетным, малоимущим, пенсионерам, детям, оставшихся без родителей и т. д.

7. Социально-демографическая политика и её основные направления.

Вопросы для самопроверки

1. Какие составляющие есть у понятия «уровень жизни»?

2. Что включает в себя характеристика развития населения страны?

3. В чем измеряется степень удовлетворения потребностей людей?

4. Что собой представляют фактические показатели материальных и ду­ховных благ? Сопоставьте их рациональными нормами потреб­ления, в ко­торых учитывается достигнутый уровень производст­венных сил, при­родно-климатические условия, характер труда, возраст, состав семьи и др.

5. Демографическая политика и социальный прогресс.

Литература

1. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

2. Рунова Т.Г. Демография: Учебное пособие / Т.Г. Рунова. – М.: МГИУ, 2002. – 136с.

3. Саградов А.А. Экономическая демография: Учебное пособие / А.А.Саградов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 254 с.

4. Неравенство и смертность в России: Коллективная монография / Ред. В. Школьников, Е. Андреев. – М.: Сигнал, 2000. – 107 с.

5. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник / Ред. С.Б. Лавров, Н.В. Каледина. – М.: Гардарики, 2002. – 928 с.

РАЗДЕЛ 4. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Тема 14. Демографическая политика

Темы рефератов

1. Определение демографической политики.

2. История демографической политики.

3. Демографическая политика в развитых и развивающихся странах.

4. Демографические концепции. Качественные концепции: органическая теория, расизм, теория социальной мобильности.

5. Региональная демографическая политика.

6. Основные направления регулирования демографических процессов в России в условиях переходной экономики.

7. Критерии эффективности демографической политики.

8. Деятельность ООН и других международных организаций в области народонаселения.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные тенденции демографической политики за рубежом?

2. Каким образом осуществляется взаимодействие демографической политики на национальном и региональном уровнях?

3. Каковы основные компоненты индекса человеческого потенциала, и каким образом они влияют на эффективность демографической политики?

4. Дайте определение терминов «демографическая политика, концеп­ция человеческого развития, индекс человеческого потенциала, по­литика народонаселения, концепция демографической политики».

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

Тема 15. Демографическое прогнозирование

Темы рефератов

1. Виды и типы демографических прогнозов.

2. Проблема точности прогнозов.

3. История демографических прогнозов.

4. Некоторые прогнозы численности населения, динамики естествен­ных процессов и миграции.

5. Метод экстраполяции и оценки населения на будущее.

6. Основные компоненты демографического прогноза.

7. Методы и принципы разработки сценариев демографического прогноза.

Вопросы для самопроверки

1. Какие математические функции обычно используются в демографическом прогнозировании?

2. Каковы основные особенности метода компонент?

3. В чем суть метода передвижки возрастов?

4. Дайте определение терминов «прогнозирование, аналитический прогноз, прогноз-предостережение, функциональный прогноз, экстраполяция, логистическая кривая, кривая Пирла-Рида, метод компонент, передвижка возрастов».

Литература

1. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.– 415 с.

2. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

3. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

4. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / И.И.Колесникова. – М.: Новое Издание, 2002.– 527 с.

5. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

Тема 16. Взаимосвязь экономических и демографических процессов

Темы рефератов

1. Взаимосвязь демографических явлений. Зависимость общих демографических характеристик от возрастной структуры.

2. Экономический фактор и движение населения. Экономика и динамика рождаемости, смертности, миграции.

3. Влияние правовых норм, образования, культурных, религиозных и других традиций на демографические процессы. Войны и население.

4. Демографические структуры в странах с разным уровнем социально-экономического развития.

5. Экономико-демографическое моделирование.

6. Развитие мирового населения и его влияние на экономику.

7. Население в глобальных моделях.

Вопросы для самопроверки

1. Как влияют экономические условия на воспроизводство населения?

2. Каково влияние на демографические процессы правовых норм, уровня образования, религиозных и других традиций?

3. В чем состоит особенность формирования демографических структур населения в экономике развитых и развивающихся стран?

4. Какие основные параметры лежат в основе экономико-демографического моделирования.

5. В чем состоит специфика учета населения в глобальных моделях?

6. Дайте определение терминов «экономико-демографическое моделирование, глобальные модели населения, мировое население».

Литература

1. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

2. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

3. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / И.И.Колесникова. – М.: Новое Издание, 2002.– 527 с.

4. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

5. Саградов А.А. Экономическая демография: Учебное пособие / А.А.Саградов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 254 с.

Тема 17. Демографическая составляющая рынка труда

Темы рефератов

1. Основные демографические характеристики рынка труда: трудоспособное население, экономически активное население, трудовые ресурсы.

2. Влияние миграции на формирование национальных, региональных и мирового рынков труда.

3. Трудовой потенциал поколения.

4. Демографические аспекты спроса и предложения на рынке труда.

5. Российский рынок труда в контексте мировой экономики.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит влияние рождаемости на формирование рынка труда на национальном и региональном уровнях?

2. Какое место занимает Россия в международном разделении труда?

3. В чем состоит особенность гендерного неравенства на рынке труда?

4. Дайте определение терминов «рынок труда, трудоспособное насе­ле­ние, экономически активное население, трудовые ресурсы, безра­бо­тица, трудовой потенциал поколения, спрос и предложение на рын­ке труда, международное разделение труда, трудоизбы­точный регион».

Литература

1. Башкатов Б.И. Международная статистика труда: Учебник / Б.И.Башкатов, Г.Ю.Карпухина. – М.: Дело и сервис, 2001.– 281 с.

2. Григорьева Р.П. Статистика труда: Конспект лекций / Р.П.Григорьева, И.И.Басова.–СПб.: изд-во Михайлов В.А., 2000.– 306 с.

3. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

4. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

5. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция / И.В.Ивахнюк. – М.: ТЕИС, 2005. – 324 с.

6. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / И.И.Колесникова. – М.: Новое Издание, 2002.– 527 с.

7. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

8. Саградов А.А. Экономическая демография: Учебное пособие / А.А.Саградов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 254 с.

РАЗДЕЛ 5. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Вопросы к экзамену

1. Роль демографического фактора в социально-экономическом развитии общества.

2. Предмет и объект демографии, различные подходы к его определению.

3. Задачи демографии.

4. Виды движения населения, основные понятия народонаселения

5. Соотношение демографии с другими науками.

6. Становление и развитие демографии.

7. Основные направления современной демографии.

8. Основные этапы и направления развития зарубежной демогра­фической мысли.

9. Классификация современных демографических теорий.

10. Экономико-демографическое направление в демографии.

11. Основные положения теории демографической революции.

12. Концепция демографического перехода.

13. Основные требования к демографической информации.

14. Текущий учет демографических событий.

15. Выборочные социально-демографические обследования населения

16. Списки и регистры населения.

17. Переписи населения как основной источник данных о населении.

18. История переписей населения в странах мира и России.

19. Категории населения, учитываемые при переписях населения.

20. Процедура подготовки и проведения переписи населения.

21. Подготовка материалов переписи к разработке.

22. Численность населения и компоненты ее изменения.

23. Относительные показатели динамики численности населения.

24. Понятие депопуляции населения.

25. Понятие структуры населения. Показатели структуры населения.

26. Виды структур населения.

27. Половозрастные пирамиды.

28. Брачное состояние и брачная структура.

29. Общее понятие воспроизводства населения.

30. Понятие режима воспроизводства населения, его показатели.

31. Типы воспроизводства населения.

32. Городское и сельское население.

33. Этническая структура населения.

34. Социально-профессиональная и образовательная структура населения.

35. История демографических прогнозов.

36. Методы учета миграции.

37. Критерии эффективности демографической политики.

38. Классификации миграционных потоков.

39. Методы и принципы разработки сценариев демографического прогноза.

40. Основные направления регулирования демографических процессов в России в условиях переходной экономики.

41. Исторические типы брачности.

42. Проблема точности прогнозов.

43. Показатели брачности и разводимости.

44. Региональная демографическая политика.

45. Понятие брака, семьи, домохозяйства.

46. Современные тенденции и проблемы рождаемости в странах мира и России.

47. Метод экстраполяции и оценки населения на будущее.

48. Общие и специальные коэффициенты рождаемости.

49. Семейная политика.

50. Рождаемость. Естественная рождаемость. Факторы, влияющие на рождаемость.

51. Виды и типы демографических прогнозов.

52. Развитие концепций смертности в отечественной и зарубежной демографии.

53. Демографическая политика в развитых и развивающихся странах.

54. Социально-экономический прогресс и изменение в структуре смертности. Продолжительность жизни. Факторы и перспективы дальнейшего роста продолжительности жизни.

55. Основные компоненты демографического прогноза.

56. Таблицы смертности. Применение таблиц смертности в экономическом анализе.

57. Миграционные процессы в России.

58. Два типа смертности. Общие и специальные показатели смертности.

59. Деятельность ООН и других международных организаций в области народонаселения.

60. Тенденции смертности в России и странах мира.

61. Демографическое понятие смертности.

62. Особенности миграции в современном мире.

63. Программы планирования семьи.

64. Миграция и воспроизводство населения.

Контрольная работа, её характеристика

В качестве формы внеаудиторной работы студента по дисциплине «Демография» принята подготовка контрольной работы как одной из форм отчётности и рубежного контроля знаний студентов.

Контрольная работа – это отчет студента о том, насколько он владеет учебными материалами по данной теме. В вузе бывают аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий) и домашние контрольные работы. При написании контрольной работы, нужно помнить, что преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, умение правильно оформлять научный текст.

Студенту необходимо согласно номеру зачетной книжки выбрать тему кон­трольной работы. Выполненная контрольная работа сдается на кафедру, ре­гистрируется лаборантом и отдается на проверку преподавателю. Проверка контрольных работ занимает 5 дней. Для защиты контрольной работы необ­ходимо ответить на несколько теоретических вопросов, заданных препо­дава­телем и подготовить краткий доклад по теме контрольной работы (1-2 стр.).

Содержание контрольной работы определяется заданием.

Контрольная работа должна включать следующие разделы:

титульный лист;

план работы;

основная часть;

список использованных источников (литературы).

Контрольная работа должна сдаваться в печатном виде. В работу входят таблицы, графики, диаграммы, расчеты, список использованной литературы, приложения.

Текст работы выполняется на одной стороне листа односортной белой бумаги формата А4 (210×297) через полтора интервала шрифтом «Times New Roman», размер 14, выравнивание по ширине.

Одна сторона работы должна включать 28-30 строк, в каждой строке 57-60 знаков, включая промежутки между словами.

Поля страницы курсовой работы следующие:

­- левое — 30 мм;

— правое — 10 мм;

— верхнее — 20 мм;

— нижнее — 20 мм.

В работе все страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, начиная с третьей и до последней страницы, включая приложения, без пропусков и повторений. Титульный лист, содержание не нумеруются, но входят в общую нумерацию соответственно как страницы 1 и 2. Номер страницы проставляется наверху за пределами «рамки» справа.

Заголовки разделов (глав) печатаются симметрично тексту прописными буквами и отделяются от текста пропуском одной строки. Заголовки подразделов (параграфов) печатаются строчными (кроме первой прописной) и после них строка не пропускается. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается.

Темы контрольных работ

1. Демография – как наука о народонаселении.

2. Исторический аспект развития демографии.

3. Джон Граунт – как основоположник демографии науки. Его основные заслуги.

4. Система демографических наук.

5. Общая теория народонаселения.

6. Статистика народонаселения.

7. Основные направления демографии.

8. Теоретическая демография.

9. Математическая демография.

10. Историческая демография

11. Описательная демография.

12. Региональная демография.

13. Этническая демография.

14. Демографическая ситуация в РБ.

15. Воспроизводство населения и его типы.

16. Национальный состав населения.

17. Занятость и уровень образования населения.

18. Размещение населения, плотность.

19. Городское и сельское население, населённые пункты.

20. Демографическая ситуация в Российской Федерации.

21. Рождаемость. Причины снижения рождаемости.

22. Смертность: её основные причины.

23. Миграция.

24. Воспроизводство и рост населения.

25. Брачность и разводимость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Борисов В.А. Демография: Учебник. / В.А.Борисов– 3-е изд., перераб. и доп..– М.: Нота Бене, 2003. – 344 с.

2. Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие / Е.Б.Бреева.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 352 с.

3. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие / В.И.Бутов. – Ростов на/Д: Март, 2003. – 592 с.

4. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

5. Демография: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: РАГС, 2003. – 384 с.

6. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2009. – 288 с.

7. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М.Медков.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 544с.

8. Рунова Т.Г. Демография: Учебное пособие / Т.Г. Рунова. – М.: МГИУ, 2002. – 136с.

9. Саградов А.А. Экономическая демография: Учебное пособие / А.А.Саградов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 254 с.

10. Шевалдина Е.И. Демография: современные миграционные процессы / Е.И. Шевалдина.– Уфа: УГАЭС, 2006.– 101 с.

Дополнительная литература

1. Бадыштова И.М. Трудовая миграция в России как средство выживания семьи в России / И.М.Бадыштова, О.Д. Воробьева.– М.: Планета, 2001.– 341 с.

2. Башкатов Б.И. Международная статистика труда: Учебник / Б.И.Башкатов, Г.Ю.Карпухина. – М.: Дело и сервис, 2001.– 281 с.

3. Всероссийская перепись населения 2002 г.: Информ. сб.– М.: Финансы и статистика, 2002. – 78 с.

4. Григорьева Р.П. Статистика труда: Конспект лекций / Р.П. Гри­горьева, И.И.Басова.– СПб.: изд-во Михайлов В.А., 2000.– 306 с.

5. Гусаров В.М. Статистика: Учеб пособие / В.М. Гусаров, Е.И. Куз­не­цова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.– 415 с.

6. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности / Ж.А.Зайончковская, О.Д.Воробьева // Миграция населения.– 2001.– № 3.– С.10–18.

7. Збарская И.А. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения / И.А.Збарская // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия: Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции.– М., 2003.– С.57.

8. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция / И.В.Ивахнюк. – М.: ТЕИС, 2005. – 324 с.

9. Историческая экология и историческая демография: Сб. науч. статей. – М.: РОССПЭН, 2003. – 383 с.

10. Кириллова Е.К. Нелегальная иностранная рабочая сила в России / Е.К.Кириллова, М.И.Воробьева // Миграция населения.– 2001.– №2.– С.141–142.

11. Костаков В.К. Миграция: беда или благо? / В.К.Костаков // Экономист.– 2000.– № 2.– С.34–39.

12. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / И.И.Колесникова. – М.: Новое Издание, 2002.– 527 с.

13. Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, А.А.Овсянников и др. – М.: Наука, 2002. – 322 с.

14. Население России в XX веке: Исторические очерки в 3 т. / Отв. ред. Ю.А. Поляков. – М.: РОССПЭН, 2000.– 345 с.

15. Неравенство и смертность в России: Коллективная монография / Ред. В. Школьников, Е. Андреев. – М.: Сигнал, 2000. – 107 с.

16. Перцик Е.Н. Города мира: География мировой урбанизации: Учеб­ное пособие / Е.Н.Перцик. – М.: Межд. отношения, 2003. – 381 с.

17. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: учебное пособие для вузов / Ю.Л. Пивоваров. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 231 с.

18. Практическая демография / Под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2005. – 280 с.

19. Флоринская Ю.Ф. Новые формы занятости населения малых рос­сийских городов / Ю.Ф.Флоринская // Миграция населения. Вып. второй. Авт.– сост. О.Д. Воробьева.– Москва: Наука, 2001.– 68с.

20. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник / Ред. С.Б. Лавров, Н.В. Каледина. – М.: Гардарики, 2002. – 928 с.

Составитель: ШЕВАЛДИНА Елена Ивановна

ДЕМОГРАФИЯ

Методические указания для самостоятельной работы студентов

всех форм обучения специальности

080504.65 Государственное и муниципальное управление

Технический редактор: Р.С. Юмагулова

Подписано в печать 11.06.2010. Формат 60х84 1/16.

Бумага писчая. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. л. 1,63. Уч.-изд. л. 1,75. Тираж 150 экз.

Цена свободная. Заказ № 82.

Отпечатано с готовых авторских оригиналов

на ризографе в издательском отделе

Уфимской государственной академии экономики и сервиса

450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145, к. 227; тел. (347) 241-69-85.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 14 =