Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей 2

Содержание

Введение

1. Сущность и функции финансов.

2. Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности.

3. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Индивидуальное предпринимательство в России имеет многовековую историю. Достаточно вспомнить, что торговая деятельность являлась одной из основ хозяйственной жизни славян, а древнерусское государство, созданное в конце IX в., складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». В истории российского частного предпринимательства можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап — зарождение предпринимательских отношений на Руси. Начало его связано с возникновением древнерусского государства, а окончание — с проведением политических и экономических реформ царем Петром I (IX — XVIII вв.). Рассматриваемый период характеризуется в основном развитием торговой деятельности индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальная предпринимательская деятельность традиционно ориентирована на теку­щую прибыль, обязана быстро реагировать на спрос и пред­ложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную специфическую инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где деятельность индивидуальных предпринимателей может быть преобладающей Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей 2формой организации труда, — прежде всего это обслуживание населения или аналогичных.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие финансовые накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала, т.е. высокой скорости движения финансовых потоков, т.к. их деятельность ориентирована в основном на потребителя в социально ориентированных сферах.

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей 2Индивидуальные предприниматели не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах, но в нашей отечественной экономике это весьма проблематично. Получая конкретные и четко сформулированные задачи, индивидуальные предприниматели налаживают новые услуги, реже выпуск новой продукции. В сравнении с индивидуальными предприниматели, крупные компании, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов, т.к. имеют существенные финансовые ресурсы, как привлекаемые, так и собственные. Объединение усилий крупного мелкого бизнеса и деятельности индивидуальных предпринимателей в настоящее время скорей идея, чем реальная возможность. И связано это с реальным состоянием финансовых ресурсов и финансовых рисков индивидуальных предпринимателей.

В курсовой работе последовательно рассмотрим понятие финансов и функционирование финансов применительно к индивидуальным предпринимателям.

1. Сущность и функции финансов.

Финансы представляют собой систему денежных отношений, возникающих между экономическими субъектами и внутри них в процессе формирования, распределения и использования денежных (централизованных и децентрализованных) фондов и при обороте денежных средств на различных уровнях мировой и национальной системы хозяйствования.

Взаимодействуя между собой, экономические субъекты (государство — в лице его органов федеральной, региональной и местной власти; хозяйствующий субъект; гражданин) вступают в денежные отношения, формирующие структуру финансовой системы государства и образующие его финансовый рынок.

Финансы — это особая сфера денежных отношений, связанных с процессом формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Денежные средства — это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений. Денежные фонды — это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Денежные фонды бывают централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные фонды — фонды, формируемые и используемые государством (бюджет, специальные целевые фонды, внебюджетные фонды) в лице его органов федеральной, региональной и местной власти. Децентрализованные денежные фонды — фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и граждан.

Финансовые отношения, выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом:

финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), государств и отдельных юридических лиц, определяемые как международные (межнациональные) финансы;

финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные (публичные) финансы;

финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования, определяемые как финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) ;

финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы граждан (частные финансы) .

Общим для всех перечисленных отношений является то, что они возникают как результат определенных хозяйственных и финансовых операций, инициированных самим экономическим субъектом или другим участником экономического процесса; выражены в денежной форме; представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств экономического субъекта и опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Сущность финансов как экономической категории наиболее полно отражается в их базовых функциях. Финансы выполняют три основные функции:

1) воспроизводственную;

2) распределительную;

3) контрольную.

Сущность воспроизводственной функции заключается в формировании денежных фондов и получении наличных денежных средств, необходимых для функционирования экономических субъектов. Посредством выполнения этой функции финансы обслуживают кругооборот средств в индивидуальном и общественном воспроизводстве.

Формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств происходит на различных уровнях: международном, федеральном, региональном, местном, на уровне отрасли, на отдельно взятом хозяйствующем субъекте и на уровне отдельно взятого гражданина (или его семьи). На уровне мировых финансовых отношений эта функция проявляется в процессе формирования финансовых фондов международных финансово-кредитных институтов (например, Международного валютного фонда); на уровне государственных финансов аналогичный процесс реализуется при формировании доходной части бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней; на уровне финансов хозяйствующих субъектов — при формировании их суммарной выручки; на уровне финансов граждан — при формировании их доходов.

Распределительная функция финансов тесно связана с воспроизводственной функцией, так как ранее сформированные денежные фонды и полученные денежные средства подлежат распределению и использованию для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. Распределительный процесс характеризуется сложностью и многогранностью, включает в себя как первичное распределение, так и перераспределение совокупного общественного продукта, протекает на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения: международное, федеральное, региональное, межрегиональное, местное (муниципальное), межмуниципальное, межотраслевое, внутриотраслевое, межхозяйственное (между хозяйствующими субъектами), внутрихозяйственное (внутри хозяйствующего субъекта), межсубъектное (между гражданами) и внутрисубъектное (использование денежных средств гражданином). При этом в основу вышеназванного должно быть положено сочетание интересов государства, субъектов федерации, муниципальных образований, министерств и ведомств, а также хозяйствующих субъектов и отдельных граждан. На уровне мировых финансовых отношений данная функция проявляется при осуществлении финансовых программ международных финансово-кредитных институтов; на уровне государственных финансов — при исполнении расходной части бюджетов и внебюджетных фондов; на уровне хозяйствующего субъекта — при распределении полученной прибыли по отдельным направлениям (например, на развитие хозяйственного процесса, долгосрочное инвестирование, личное потребление); на уровне финансов граждан — при использовании своих доходов на конкретные цели. Сущность контрольной функции заключается в создании и использовании финансового контроля за количественными и качественными параметрами процессов формирования и расходования денежных фондов и наличных денежных средств. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта и национального дохода. Благодаря контрольной функции общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных экономических субъектов, насколько экономно и эффективно они используются и т. д. Контроль за реальным денежным оборотом может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским). Инструментом реализации контрольной функции выступают финансовые показатели, имеющиеся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Они позволяют увидеть различные стороны работы экономических субъектов и оценить результаты их хозяйственной деятельности, а также принять меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Особая роль данной функции определяется возможностью через контроль за движением денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности экономических субъектов; например, на уровне мировых финансовых отношений данная функция проявляется в контроле за результативностью деятельности международных финансово-кредитных институтов; на уровне государства — за эффективностью и целевым формированием и использованием денежных средств государства, за действенностью его социально-экономической политики, экологических программ и др.; на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта — за эффективностью его хозяйственной, инвестиционной деятельности, используемых технологий и др.; на уровне гражданина (или его семьи) — контроль за достижением определенного уровня достатка семьи, за рациональным использованием своих доходов.

В современных условиях финансы, помимо вышеперечисленных, выполняют следующие функции:

функцию финансового регулирования;

функцию управления денежным потоком и финансовыми отношениями;

защитную функцию.

Функция финансового регулирования финансов двояка. С одной стороны, финансы при осуществлении экономическим субъектом финансово-экономических задач выполняют роль катализатора (стимула) количественного и качественного развития производства и потребления, ключевого элемента управления экономикой на макро- и особенно на микроуровнях. С другой стороны, функция финансового регулирования проявляется в том, что неэффективное использование финансовых ресурсов может привести к снижению эффективности работы экономических субъектов, затормозить движение их к намеченным социально-экономическим показателям. Финансовое регулирование может быть международным, федеральным, региональным, муниципальным, ведомственным (отраслевым), внутрихозяйственным и внутрисубъектным. На уровне мировых финансовых отношений эта функция проявляется в регулировании международной финансовой системы; на уровне государства — путем вмешательства и воздействия государства через финансы (налоги, тарифы, государственный кредит, субсидии, трансферты и др.) на социально-экономическое развитие территорий, отраслей народного хозяйства и отдельных хозяйствующих субъектов и граждан в нужном обществу направлении; на уровне хозяйствующего субъекта — путем оказания воздействия хозяйствующим субъектом с помощью системы различных рычагов (цен, доходов, инвестиций, дивидендов, амортизационных отчислений и др.) на развитие своей хозяйственной деятельности; на уровне гражданина — путем продуманного использования финансовых инструментов, которыми он владеет.

Функция управления денежным потоком и финансовыми отношениями выражается через функционирование финансового менеджмента. Финансовый менеджмент — это система рационального управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и источников их формирования, инвестициями и организацией финансовых отношений с целью обеспечения финансовой устойчивости экономического субъекта. Управление осуществляется с помощью многообразных методов финансового механизма, который будет рассмотрен в пункте 1.3. Финансовый менеджмент может осуществляться на различных уровнях: на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном (отраслевом), внутрихозяйственном и внутрисубъектном. На каждом из этих уровней финансовый менеджмент проявляется в предвидении возможных состояний денежных потоков, финансовых ресурсов и финансовых отношений в ближайшей и в отдаленной перспективе, в умении определить объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу, предпринимать необходимые меры для сохранения платежеспособности экономического субъекта.

Защитная функция финансов проявляет себя в том, что экономический субъект ищет средства и формы защиты от возможных нежелательных последствий, стабилизирующие финансовую деятельность. Стабильность обеспечивается благодаря механизму перераспределения финансовых ресурсов и формированию должной нормативно-законодательной базы, обеспечивающей для всех экономических субъектов стабильные условия осуществления ими своей хозяйственной деятельности. Защитная функция связана с правовым, информационным обеспечением возможных перераспределений.

Одним из возможных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, а именно механизмом перераспределения доходов и накоплений, образованных в процессе первичного распределения национального дохода, является страхование. В современной экономике страхование является финансовым стабилизатором, позволяющим обществу компенсировать ущербы, которые наступают вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон государству, народному хозяйству и населению. Страхование обеспечивает нормальное общественное воспроизводство на всех уровнях: международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном, внутрихозяйственном и внутрисубъектном. На каждом из этих уровней защитная функция проявляется, помимо использования страхового механизма, в создании правовой базы, регулирующей международные и национальные финансовые отношения, в предоставлении политических и экономических гарантий стабильной экономической деятельности экономических субъектов на всех уровнях финансовых отношений.

Таким образом, функции финансов, как и сама теория финансов, находятся в постоянном развитии, наполняются новым содержанием. Однако многие вопросы, касающиеся современной теории финансов, остаются спорными и дискуссионными. Остается спорным вопрос об экономической природе и сущности финансов; о видах и содержании функций, присущих финансам; о границах финансовых отношений об участии государства в финансовых отношениях и о том месте, которое финансы занимают в воспроизводственном процессе и в жизни общества в целом. Существование дискуссионных вопросов связано, прежде всего, с двойственностью, которая присуща экономической науке в переходный период, когда имеют место как административно-командные, так и рыночные взгляды на финансы. Тем не менее наличие спорных вопросов предопределяет необходимость дальнейшей разработки теоретических и практических проблем современной теории финансов, что в конечном итоге позволит научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики страны и совершенствование ее финансовой системы.

В экономической системе общества в качестве материальных носителей финансовых отношений выступают финансовые ресурсы, которые функционируют во всех сферах общественного производства и на всех уровнях управления.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность денежных средств, создающихся в результате деятельности различных хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц. Это денежные средства в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению простого или расширенного воспроизводства. Важнейшей частью финансовых ресурсов является капитал, который будет рассмотрен в главе 4 данной книги. Движение денежных средств между экономическими субъектами является экономической основой любого государства, которая образовывает его финансовую систему.

2. Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности.

Предпринимательская деятельность — это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность есть деятельность экономическая. Предпринимательство объективно сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью невостребования результатов своей деятельности, что означает неизбежность риска, угрозу потерь времени, ресурсов, прибыли.

Итак, цель предпринимательской деятельности — систематичность получения (максимизация) прибыли — заставляет предпринимателя стремиться в зону риска, что приводит к постоянной новизне хозяйственных ситуаций и требует творческого подхода к решению возникающих проблем. По Владимиру Далю, «предприниматель — это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек».

Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности обусловлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридического порядка. В процессе осуществления такого выбора различные основания должны анализироваться в совокупности.

Основными формами предпринимательской деятельности в России являются: индивидуальная (частное предпринимательство) и коллективная (предусматривающая создание юридического лица). И в большинстве зарубежных стран граждане и юридические лица выступают как наиболее распространенные субъекты предпринимательской деятельности.

В России индивидуальной формой осуществления предпринимательской деятельности является предпринимательство без образования юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Отметим, что для характеристики человека, активно использующего свои организаторские, управленческие способности с целью получения прибыли, кроме собственно юридического термина «индивидуальный предприниматель» широко используются также понятия «бизнесмен», «коммерсант», «частный предприниматель».

Заниматься предпринимательской деятельностью могут полностью дееспособные граждане. По общему правилу это лица, достигшие 18 лет. Однако с 1 января 2004 г. граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью с 14 лет. С этого дня вступили в силу поправки к Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься лишь на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.

Собственно статус индивидуального предпринимателя гражданин получает после прохождения процедуры государственной регистрации в установленном законом порядке. Предприниматель может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Так же, как и коммерческие юридические лица, индивидуальный предприниматель имеет право: открыть расчетный счет в банковском учреждении; иметь свой товарный знак; заключать сделки и подписывать хозяйственные договоры; получать банковский кредит; самостоятельно платить налоги; быть истцом и ответчиком в суде по имущественным спорам с юридическими лицами; использовать наемный труд других граждан на основе договоров подряда и т.п.

Однако индивидуальный предприниматель не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, т.к. после введения в

Кроме того, индивидуальному предпринимателю разрешается иметь в собственности только имущество, которым вправе обладать граждане. В отличие от юридического лица он как гражданин может наследовать и завещать свое имущество, может иметь права автора научного, литературного или художественного произведения, изобретения, открытия либо иного охраняемого законом результата творческой деятельности. Ему принадлежат права на защиту не только деловой репутации, но и чести, достоинства, неприкосновенности личной жизни. В установленном порядке индивидуальный предприниматель, в отличие от юридического лица, может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным.

Коммерческая организация и индивидуальный предприниматель являются субъектами хозяйственной деятельности, действуют на рынке одновременно. Закономерным является одинаковый подход к их ответственности.

Предприниматель может быть освобожден от ответственности, только если будет установлено, что обязательство не исполнено вследствие действия непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств. В юридической литературе данные обстоятельства называются форс-мажорными. Это, в частности, стихийные явления (землетрясения, наводнения и т.д.), обстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии и т.д.), запретительные меры государственных органов (ограничение перевозок, запрет торговли и т.д.).

Индивидуальный предприниматель должен знать, что правила о безвиновной ответственности являются диспозитивными. Это означает, что стороны договора могут ввести вину в качестве условия ответственности предпринимателя. Более того, и в законе во многих случаях предусмотрена ответственность предпринимательских структур только при наличии вины.

Как и иные граждане, индивидуальные предприниматели отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Согласно Федеральным законам от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» и N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на имущество должника состоит из ареста имущества (описи), изъятия и принудительной реализации. В первую очередь взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства должника и иные ценности. При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований кредиторов, взыскание обращается на иное имущество, причем должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь.

Конструкция юридического лица также является эффективным правовым способом организации хозяйственной деятельности.

Анализ финансово-правового положения индивидуального предпринимателя в сравнении с юридическим лицом показывает, что деятельность первого более уязвима, что отражается на увеличении предпринимательских рисков. Индивидуальному предпринимателю необходимо в большей степени беспокоиться о результатах своей деятельности, в связи с этим его деятельность лично более ответственна в финансовом и других аспектах.

Особенностью правового статуса индивидуальных предпринимателей является и то, что споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются не обычными судами (судами общей юрисдикции), а арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности.

3. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель платит меньшее количество налогов и, в большинстве, случаев по более низким ставкам, чем юридическое лицо.

Размер налоговых ставок зависит от налогового режима, в котором работает предприниматель. При осуществлении деятельности на основе патента доход предпринимателя облагается по ставке 2 процента (статья 436 Налогового кодекса Республики Казахстан). При работе на основе упрощенной декларации доход облагается по ставке 3 процента от выручки (статья 436 Налогового кодекса).

При обоих указанных налоговых режимах под облагаемым доходом понимается общая сумма выручки за товары, работы, услуги. Суммы равными долями уплачиваются в виде индивидуального подоходного и социального налогов (последний — за минусом социальных отчислений).

Если предприниматель применяет общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов, его доходы будут облагаться налогами по следующим ставкам. Индивидуальный подоходный налог составит от 10 процентов от суммы дохода (статья 158 Налогового кодекса Республики Казахстан). При этом облагаемый доход составляет разницу между выручкой и расходами по получению дохода. Социальный налог будет уплачиваться в размере 2 месячных расчетных показателей (МРП) за себя и 1 МРП за каждого наемного работника (ст. 358 Налогового кодекса).

Индивидуальный предприниматель будет уплачивать налог на добавленную стоимость в случае, если будет превышен минимум оборота по реализации товаров, работ и услуг, составляющий 30 000-кратную величину месячного расчетного показателя, в течение календарного года.

Также индивидуальный предприниматель обязан уплачивать взносы в накопительные пенсионные фонды за себя и наемных работников.

При всем этом ставки налогов по сравнению с установленными для юридических лиц существенно ниже.

2. Бухгалтерский учет индивидуального предпринимателя в случае применения патента и упрощенной декларации значительно проще бухгалтерского учета юридического лица. При работе по патенту он практически отсутствует. Данное преимущество позволяет индивидуальному предпринимателю вести бухгалтерский учет самостоятельно, не нанимая бухгалтера. Впрочем, возможность применения упрощенной декларации установлена и для юридических лиц, но тут в большинстве случаев, уже требуется прием бухгалтера на работу.

3. Процедура регистрации индивидуального предпринимателя предельно проста. Он уплачивает сбор за регистрацию в размере 4 МРП, заполняет бланк заявления о регистрации, представляет документ, удостоверяющий личность, фотографию, свидетельство налогоплательщика (РНН), свидетельство о присвоении социального индивидуального кода (СИК). Может также потребоваться предоставление документа, подтверждающего место жительства и место осуществления деятельности. У индивидуального предпринимателя нет никаких учредительных документов. Единственным документом, подтверждающим его статус, является свидетельство о государственной регистрации. Регистрация производится в одном органе – налоговом департаменте (управлении).

4. Затраты на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя — минимальные. Если вы хотите стать индивидуальным предпринимателем, не прибегая к помощи специализированной юридической организации, то, как уже было сказано, уплачиваете лишь регистрационный сбор в размере 4 МРП.

После государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя вам необходимо будет оплатить изготовление печати и штампов, если вы хотите их иметь, что в большинстве случаев совсем не обязательно (от 2000 тенге). В случае если вы намерены открыть счет в банке, то вам придется оплатить услуги за нотариальное удостоверение образцов подписи в банковской карточке (от 1000 тенге за карточку, до 4 карточек), а также за открытие счета, если в выбранном вами банке эта процедура платная (от 2000 до 8000 тенге).

Индивидуальный предприниматель. «Минусы»:

1. Одним из таких «минусов» является то обстоятельство, что по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель отвечает на общих основаниях, т.е. всем принадлежащим ему имуществом (ст.20 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Другими словами, если имеются долги перед бюджетом, поставщиками, подрядчиками и другими кредиторами, то на основании судебного решения ваше личное имущество может быть описано и продано с целью погашения этих долгов. Такая ответственность индивидуального предпринимателя является неограниченной. Напротив, ответственность участника ТОО ограничена лишь стоимостью неоплаченной части его вклада в уставном капитале товарищества (в пределах стоимости внесенного вклада участник хозяйственного товарищества несет риск убытков). Акционер АО несет риск убытков в пределах стоимости принадлежащих ему акций.

2. Иногда юридические лица (особенно зарубежные), неохотно идут на сотрудничество с индивидуальными предпринимателями. Причинами могут быть неуплата предпринимателем НДС, осуществление деятельности на основании патента.

3. Индивидуальный предприниматель не может быть «реорганизован» в юридическое лицо, например, в товарищество с ограниченной ответственностью.

4. Индивидуальный предприниматель, работающий по патенту, не вправе принимать на работу наемных работников.

5. Затруднено в рамках одного предпринимательского дела объединение капиталов нескольких лиц. Хотя и существует такая форма совместного предпринимательства как простое товарищество, в которое могут объединиться несколько индивидуальных предпринимателей, такое объединение юридическим лицом не считается.

6. Затруднена индивидуализация предпринимательского дела. Правом на фирменное наименование по законодательству обладают только юридические лица. Закон не запрещает индивидуальному предпринимателю присвоить своему делу какое-либо наименование. Однако оградить такое незарегистрированное наименование от незаконного использования или других нарушений невозможно. У юридического же лица фирменное наименование регистрируется в момент создания и более надежно защищено от использования третьими лицами, хотя бы в силу того, что под таким фирменным наименованием другое юридическое лицо уже невозможно зарегистрировать. Индивидуальному предпринимателю, чтобы индивидуализировать свой бизнес и получить защиту придется регистрировать товарный знак.

Для целей налогообложения согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ к индивидуальным предпринимателям приравнены частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, в ряде случаев адвокаты.

Таким образом, данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 его ст. 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения — как норма прямого действия — абз. 4 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет и не может нарушать прав и свобод заявительницы.

Отметим, что индивидуальные предприниматели могут осуществлять предпринимательскую деятельность и коллективно на основании договора простого товарищества. В соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально вкладам в общее дело. Если договор товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам.

По статистике на 1 января 1990 г. в Советском Союзе было немногим более 90 тыс. человек, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, а на 1 января 2001 г. только в Российской Федерации — более 3 млн. человек <*>. По данным Министерства по налогам и сборам РФ, на 1 июля 2002 г. в России было зарегистрировано 4,6 млн. частных предпринимателей, что почти в 1,5 раза больше, чем юридических лиц (3,2 млн.). Таким образом, популярность формы осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица постоянно возрастает. В то же время негибкая государственная политика в этой области, большое количество административных барьеров, отсутствие стимулирующей налоговой системы являются препятствиями к динамичному развитию малого бизнеса в Российской Федерации.

Проведем анализ на следующем условном примере. Предположим, что некий гражданин планирует организовать бизнес. В какой форме ему выгоднее начать дело?

Индивидуальный предприниматель уплачивает с суммы полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель уплачивает также косвенные налоги (НДС). При небольших доходах (до 1 млн. руб. выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно ст. 145 НК РФ.

Кроме того, с суммы полученного дохода уплачивается единый социальный налог (взнос). Ставки единого социального налога установлены п. 3 ст. 241 НК РФ.

При расчете налоговой нагрузки не будем учитывать НДС, т.к. этот налог взимается с покупателей.

Рассчитаем налоговую нагрузку для следующих размеров годовой прибыли:

100 тыс. руб.;

200 тыс. руб.;

300 тыс. руб.;

500 тыс. руб.

1. Прибыль составила 100 тыс. руб.

Индивидуальный предприниматель получил за год доход в сумме 100 тыс. руб.

В этом случае расходы на уплату налогов составят:

единый социальный налог — 22800 руб.;

налог на доходы физических лиц — 10036 руб. ((100000 — 22800) x 13%).

Итого налогов — 32836 руб.

Налоговая нагрузка на доход составит 32,84%.

2. Прибыль составила 200 тыс. руб.

Индивидуальный предприниматель получил за год доход в сумме 200 тыс. руб.

В этом случае расходы на уплату налогов составят:

единый социальный налог — 35600 руб. (22800 руб. + 100000 руб. x 12,8%);

налог на доходы физических лиц — 21372 руб. ((200000 — 35000 руб.) x 13%).

Итого налогов — 56972 руб.

Налоговая нагрузка на доход составит 28,49%.

3. Прибыль составила 500 тыс. руб.

Индивидуальный предприниматель получил за год доход в сумме 500 тыс. руб.

В этом случае расходы на уплату налогов составят:

единый социальный налог — 61200 руб. (48400 + 200000 x 6,4%);

налог на доходы физических лиц — 57044 руб. ((500000 — 61200) x 13%).

Итого налогов — 118244 руб.

Налоговая нагрузка на доход составит 23,64%.

4. Прибыль составила 1 млн. руб.

Индивидуальный предприниматель получил за год доход в сумме 1 млн. руб.

В этом случае расходы на уплату налогов составят:

единый социальный налог — 75600 руб. (67600 руб. + 400000 руб. x 2%);

налог на доходы физических лиц — 120172 руб. ((1000000 — 75600) x 13%).

Итого налогов — 195722 руб.

Налоговая нагрузка на доход составит 19,58%.

Таким образом, потери на прямых налогах индивидуального предпринимателя составляют от 32 — 35% при невысоком уровне доходов до 20 — 25% при высоком уровне доходов.

Как один из недостатков налогообложения индивидуального предпринимателя можно отметить тот факт, что в отличие от организации убытки индивидуального предпринимателя не переносятся на будущие налоговые периоды.

Организация

С суммы полученной прибыли организация уплачивает налог на прибыль по ставке 20 — 24% (ст. 284 НК РФ). Конкретная ставка налога зависит от законодательства субъекта Российской Федерации, в котором расположена организация. Кроме того, чтобы получить денежные средства, физическому лицу должны быть выплачены дивиденды. С 1 января 2005 г. при выплате дивидендов уплачивается налог на доходы физических лиц по ставке 9% (п. 4 ст. 224 НК РФ). До этого ставка налога составляла 6%.

Так, если прибыль организации, учрежденной физическим лицом, составила 1 млн. руб., то с этой суммы уплачивается налог на прибыль в сумме от 200 до 240 тыс. руб. (в зависимости от ставки). При выплате дивидендов выплачивается налог на доходы физических лиц в сумме от 45,6 тыс. до 48 тыс. руб.

Таким образом, налоговая нагрузка составит от 24,56% до 28,8%.

Кроме того, имеются еще некоторые налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями), например налог на имущество организаций, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами власти, но не более 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сравнивая налоговую нагрузку организации с налоговой нагрузкой индивидуального предпринимателя, можно сделать вывод, что при получении прибыли свыше 200 — 300 тыс. руб. в год налогообложение индивидуального предпринимателя более выгодно, чем организации

Заключение

Необходимо подчеркнуть, что при всех достоинствах и преимуществах осуществления предпринимательской деятельности гражданином без образования юридического лица данной форме предпринимательства присущи и определенные недостатки. Прежде всего это ограниченность сферы деятельности индивидуального предпринимателя. Как правило, частные предприниматели действуют в отраслях, не требующих больших капиталовложений. Так, подавляющее большинство граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимаются торговлей, а точнее перепродажей.

Слабым местом частного предпринимательства является, как правило, низкая возможность накопления капитала. Ограниченность ресурсов, в свою очередь, влечет неспособность конкурировать на равных с предприятием.

Кредиторы индивидуального предпринимателя, имеющие требования, связанные с его коммерческой деятельностью, обладают преимущественным правом на удовлетворение претензий перед иными кредиторами данного гражданина.

Подводя итог, отметим, что индивидуальное предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

В настоящее время государство принимает меры, направленные на поддержку малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, которым должны предоставляться льготные кредиты, оказываться производственно-технологическое, информационное и кадровое содействие.

В то же время политику в этой области можно назвать непоследовательной. Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Это была одна из немногих действующих льгот для малых предприятий. Многие предприниматели и фирмы с ее помощью смогли защититься от быстрой смены законов и защитить свои права (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 18 мая 2004 г. N 14875/03). С 1 января 2005 г. эта норма не будет действовать (Закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Глубокий системный кризис, в ходе которого объем промышленного производства постоянно сокращается, и разрушение системы хозяйственных связей, безусловно, оказали сильнейшее негативное влияние на развитие частного предпринимательства. Наибольшим препятствием для развития экономической активности граждан было и остается отсутствие стабильной нормативной и законодательной базы и фискальное бремя, препятствующее нормальному развитию малого бизнеса. Способом приспособления к налоговой политике стала практика ухода «в тень», используется практика работы без оформления договоров.

Разработка и совершенствование мер по развитию индивидуального предпринимательства должны стать первостепенной задачей в современных экономических условиях в Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. А.И.Архипова и И.А.Погосова ,Финансы. Москва, Издательство Проспект, 2007 г.

2. А.Г.Грязнова, Т.В.Чечелова Экономическая теория. Москва, Издательство «Экзамен», 2005 г.

3. В. Боровкова, С. Мурашова Основы теории финансов и кредита. Краткий курс

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Грудцына Л.Ю. Справочник индивидуального предпринимателя от А до Я. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 г.

6. Журнал «Российский налоговый курьер» №1 2003 год, Логачева Л.В.

7. Жукова М.С. Налогообложение индивидуальных предпринимателей // Налоговый вестник. 2001. N 12.

8. Закон № 222-ФЗ от 29.12.95г. «Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

9. Индивидуальный предприниматель. Кислов Д.В. Москва, Вершина, 2008 г.

10. Макроэкономика. Теория и российская практика. Под редакцией А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной. Москва, КНОРУС, 2006 г.

11. П.Н.Шуляк, Н.П.Белотелова. Финансы. Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 г.

12. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник в 2-х т. Т. 1 / Отв. ред. Олейник О.М. М.: Юристъ, 2000.

13. Садикова О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1997.

14. Т.А. Гусева, Н.В. Ларина. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности,Издание третье, переработанное и дополненное

15. http://www.defacto.kz/6/2_1.html




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 2 =