Приоритетные региональные целевые программы республики Башкортостан характеристика, проблемы

Министерство образования и науки РФ

Доклад

по дисциплине «Региональные финансы»

тема: «Приоритетные региональные целевые программы республики Башкортостан: характеристика, проблемы и результаты реализации»

Иркутск, 2011

Приоритетными направлениями экономического и социального развития регионов Республики Башкортостан являются выравнивание уровня социального развития регионов в целях обеспечения в них гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов. Это исходит из необходимости реализации конституционных прав граждан республики, установленных Конституцией Республики Башкортостан.

Направления экономического и социального развития регионов Республики Башкортостан на перспективный период связаны с полным преодолением последствий экономического кризиса и переходом к устойчивому экономическому росту. В перспективе должны сформироваться и на практике подтвердить свою эффективность все элементы современной рыночной экономики, включая механизм регулирования отношений собственности, рыночных форм организации производства, создания свободных экономических зон и т.д.

В целях обеспечения социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан, создания в них благоприятных условий для притока и размещения отечественного и иностранного капитала, широкого использования современных зарубежных технологий, углубления рыночных реформ следовало бы предусмотреть создание в регионах республики зон экономического благоприятствования.

По уровню социально-экономического развития, характеру отраслевой структуры и направлениям производственной специализации хозяйств во внутри республиканском и межрайонном разделении с учетом природно-экономических условий и сложившихся производственно-экономических связей хозяйственный комплекс Республики Башкортостан подразделяется на 7 экономических регионов — Центральный, Южный, Западный, Северо-западный, Северо-восточный, Уральский, Северный.

Обеспечение эффективного социально-экономического развития Республики Башкортостан должно способствовать выравниванию уровня социально-экономического развития отстающих регионов, созданию условий для равного обеспечения населения всех регионов республики общественными благами.

На этом этапе должны сформироваться и на практике подтвердить свою эффективность все элементы современной рыночной экономики:

• регулирование отношений собственности;

• структурная перестройка хозяйства регионов;

• рыночные формы организации производства;

• свободные экономические зоны;

• региональная политика государства, направленная на обеспечение стабилизации и роста экономики, выравнивание стартового уровня социально — экономического развития депрессивных регионов.

Наиболее важным приоритетом в формировании механизмов обеспечения социально-экономического развития регионов Башкортостана является создание структуры хозяйства, соответствующей условиям рыночной экономики. В современных условиях нельзя рассчитывать на значительные бюджетные расходы на экономическое развитие регионов республики.

Можно выделить наиболее значимые рыночно ориентированные механизмы, которые способствовали бы экономическому росту в регионах Республики Башкортостан. Основными из них являются:

• обеспечение структурной перестройки экономики регионов, ориентированной на эффективную специализацию предприятий, повышение доли конечной продукции в общем объеме производства;

• ускорение внедрения новейших достижении научно – технического прогресса, в том числе импорта прогрессивных технологий, сделав это направление центральным в достижении жизнеспособности регионов в рыночных условиях;

• сокращение сложившихся глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы для повышения уровня и качества жизни населения;

• переход к распределении! средств республиканского фонда финансовой поддержки регионов (а в регионах — их субъектов) с учетом уровня их социально-экономического развития на основе нормативного подхода;

• разработка системы региональных приоритетов и целевых программ для эффективного использования ограниченных финансов и материальных ресурсов;

• усиление государственного регулирования финансово — кредитного воздействия на стабильное развитие предприятий регионов;

• стимулирование частных инвестиций (за счет собственных средств предприятий, а также за счет ресурсов, аккумулируемых в финансовой системе) посредством создания благоприятных условий, прежде всего, в экономически отсталых регионах. Оно может осуществляться через установление льготных процентных ставок по кредитам, предоставляемым на проекты, снижение налоговых ставок (прежде всего по федеральным налогам) при реинвестировании прибыли и т.д.;

• поддержка процесса частного инвестирования за счет финансирования части затрат (как правило, не более 20%) по проектам из бюджета.

• Она должна осуществляться за счет средств бюджета развития, создаваемого с 1998 г. Бюджетная часть финансирования должна осуществляться на конкурсной основе;

• создание благоприятных предпосылок для инвестиций в приоритетные регионы, предусматривающие, прежде всего, гарантию прав собственности на объекты вложений (в том числе на землю), возможность заключения соглашения о разделе продукций, обеспечение процедуры отвода земель и размещения предприятий;

• развитие объектов инфраструктуры в регионах как важнейшей предпосылки для эффективного размещения производства. Оно предлагает сосредоточение основной части бюджетных вложений за счет бюджета развития в инфраструктурных объектах (транспортная сеть, энерго- и теплоснабжение, телекоммуникации и т.д.): поскольку частные инвестиции в такие сферы часто неэффективны, основная часть вложений здесь должна быть государственной;

• обеспечение экологической безопасности территории за счет инвестиций местного, республиканского и федерального бюджетов и собственных средств предприятий и их объединений;

• осуществление мероприятий по приватизации существующих, а также санация экономически неблагополучных предприятий. Приватизация должна обеспечить привнесение новым инвесторам современных технологий, эффективного управления, внедрение новых каналов и механизмов продвижения продуктов на рынках. Эти условия (помимо стоимости, вносимой инвестором на аукционе) должны быть основными при принятии решения о приватизации.

Федеральные целевые программы

В 2009 году Республика Башкортостан участвовала в реализации мероприятий 23 федеральных целевых программ. Объемы финансирования мероприятий федеральных целевых программ, реализованных на территории Республики Башкортостан в 2009 году.

Республиканские целевые программы

Решению приоритетных задач социально-экономического развития республики в немалой степени способствует реализация республиканских целевых программ.

В 2009 году в республике реализовывались 102 республиканские программы, в том числе 49 целевых. Финансирование мероприятий программ осуществлялось за счет средств бюджета Республики Башкортостан, федерального бюджета и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.

По состоянию на 1 января 2010 года из бюджета Республики Башкортостан профинансированы 44 программы на общую сумму 607,62 млн. рублей (в 2008 году по статье «Республиканские целевые программы» из бюджета Республики Башкортостан профинансированы 34 программы на сумму 504,32 млн. рублей).

По программе социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2009 год проведены выплаты социального пособия малоимущим гражданам, оказана материальная помощь и другие выплаты.

Среднемесячная численность малоимущих граждан в республике, которым начислено социальное пособие, в 2009 году составила 80,4 тыс. человек. Материальную помощь получили 17 тыс. граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках республиканской целевой программы «Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан» на 2007-2010 годы приобретено различное реабилитационное оборудование, реализован социальный проект для родителей, родителей инвалидов, имеющих детей-инвалидов «Я и мама: вместе растем», обеспечено участие сборной команды от Республики Башкортостан в спартакиаде среди ветеранов боевых действий Приволжского федерального округа по военно-прикладным видам спорта, проведена республиканская спартакиада инвалидов по зрению.

На реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Содействие занятости населения Республики Башкортостан

на 2007-2009 годы» в 2009 году из федерального бюджета направлено 1982,06 млн. рублей, из бюджета Республики Башкортостан –

0,7 млн. рублей. За счет бюджетных средств республики обучены 113 безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда. Уровень зарегистрированной безработицы в целом по республике на 1 января 2010 года составил 2,1% экономически активного населения.

По республиканской целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

на 2006-2010 годы укреплена материально-техническая база 5 комплексных центров социального обслуживания населения, расположенных в муниципальных районах Архангельский район, Зианчуринский район, Илишевский район, Чишминский район, Благовещенский район.

По Республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда на 2009-2011 годы проведен конкурс в номинации «Лучшая организация условий и охраны труда» среди организаций республики, осуществлялась разработка и изготовление социальной рекламы по охране труда для размещения на телеканалах республики и в общественном транспорте.

В рамках Президентской программы «Молодежь Башкортостана» на 2007-2010 годы были проведены: республиканский фестиваль военно-патриотических клубов, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в г.Ишимбай; конкурс проектов молодежных и детских общественных объединений на соискание государственных грантов; республиканский конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века»; обучающий семинар для командиров студенческих трудовых отрядов, конкурс социальных проектов «Большие дела малой Родины», а также специализированные ярмарки, семинары и конкурсы по различным направлениям.

Помимо средств бюджета Республики Башкортостан на реализацию мероприятий республиканской программы «ИТАЙ – рожденный позаботиться о себе сам» из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отчетном периоде направлено 1183,5 тыс. рублей.

В рамках реализации программы приобретены аппаратно-программные комплексы «Мультипсихометр», в практику работы учреждений социального обслуживания населения внедрены современные технологии комплексной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проведен мониторинг потребности лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в получении государственных услуг в сфере занятости и социальной защиты, и сформированы группы из числа членов семей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, на обучение новой специальности.

Необходимо учитывать, что нынешние тенденции в социально-экономическом развитии регионов Республики Башкортостан ведут к тому, что в большинстве регионов республики, отдаленных от промышленных центров, происходят деиндустриализация, упрощение технологий, используемых в производстве, дальнейшая утеря конкурентоспособности продукции. В связи с этим при разработке механизмов необходимо учитывать, что для обеспечения социально-экономического развития отстающих регионов понадобится период форсированного роста инвестиций.

Для решения этой проблемы необходимо последовательно осуществлять приоритеты:

• активное стимулирование инвестиций на высоком уровне;

• повышение конкурентоспособности предприятий;

• создание предпосылок для возобновления производства, прежде

• всего через приватизацию и санирование;

• стимулирование внедрения новых технологий и процессов в производство.

В целях обеспечения в регионах Республики Башкортостан гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов необходимо создать «Фонд выравнивания социального развития регионов».

Этот фонд может состоять из двух частей: средств (дотаций), предназначенных на финансирование текущих расходов бюджетов городов и районов; средств (субсидий), направляемых на социально-экономическое развитие регионов.

Финансирование текущих расходов местных бюджетов целесообразно осуществлять равномерно в течение года (ежемесячно в размере 1/12 части годового плана). Средства, предназначенные на финансирование социально-экономического развития городов и районов, должны иметь строго целевой характер и перечисляться по мере реализации программы развития региона. Основным принципом выравнивания бюджетных диспропорций городов и районов республики может стать соотношение расходных статей местных бюджетов не только со сложившимися их доходными источниками (собственными и привлеченными из вышестоящего бюджета), но и с учетом возможностей дополнительного вовлечения в бюджетный процесс доходного потенциала каждого города и района.

Недостаток собственных средств предприятий регионов для реализации инвестиционных программ может восполняться за счет долгосрочного кредита банков и займов инвестиционных, лизинговых и прочих компаний. Хозяйствам отстающих в социально-экономическом развитии Уральского, Северо-восточного и Северного регионов кредиты банков и займы различных компаний должны предоставляться на льготных условиях в целях доведения их стартового социально-экономического положения до среднереспубликанского уровня.

Инвестиционные программы межхозяйственного, межрайонного, межрегионального значения должны финансироваться за счет объединенных средств ряда предприятий, лизинговых компаний и других коммерческих структур, населения, иностранных фирм (внебюджетные фонды). Эти средства должны формироваться для целевого использования преимущественно за счет коммерческих банков.

Необходимо также привлечение банковского капитала в развитие и реконструкцию предприятий регионов под гарантию акций и имущества, а в долгосрочной перспективе — и в развитие производственной базы сельских производителей. В долгосрочной перспективе необходимо образовать сеть локальных и региональных кооперативных банков, уставной капитал которых должен создаваться за счет первоначальных льготных кредитов и других источников. Они станут источником первоначального капитала для малого бизнеса в регионе, призванного решить проблемы инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в регионах.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сказать, что основными целями региональной политики в Республике Башкортостан являются:

• обеспечение социально-экономического, политического, государтвенно-правового развития республики на основе углубления федерализма в составе Российской Федерации;

• достижение более комплексного и динамичного развития народнохозяйственного комплекса Республики Башкортостан путем преодоления имеющихся межотраслевых диспропорций, совершенствования структуры экономики ее регионов, городов и районов посредством улучшения размещения производительных сил;

• реализация конституционных прав граждан республики, установленных Конституцией Республики Башкортостан, на основе выравнивания уровня социально-экономического развития регионов республики, рационального размещения производительных сил, комплексного раз вития их экономики, обеспечения в регионах гарантированных государством единых социальных стандартов и социальной защиты;

• ускоренное социально-экономическое развитие регионов, имеющих важное стратегическое значение для Республики Башкортостан;

• обеспечение экологической безопасности регионов республики;

• расширение полномочий органов местного самоуправления в решении социально-экономических проблем развития городов и районов республики;

Можно сказать, что наиболее важным приоритетом в формировании механизмов обеспечения социально-экономического развития регионов Башкортостана является создание структуры хозяйства, соответствующей условиям рыночной экономики. В современных условиях нельзя рассчитывать на значительные бюджетные расходы на экономическое развитие регионов республики.

Список использованной литературы

1. Экономика Башкортостана: Учебник для вузов и ссузов / Под общ.ред. Х.А. Барлыбаева, 2 – ое изд., перераб. И доп. Уфа, 2003. 563 с.

2. Развитие регионов и предприятий в условиях вступления России в ВТО.- Уфа, УИ РГТЭУ, 2005. – 250 с.

3. Юсупов К.Н. Региональная экономика (теория и практика). – Уфа, Издательство БашГУ, 2000. – 128 с. ..infopagepersonaggranberg_a_g.htm

4. Развитие реформы и становление новых экономических отношений в РБ. – Уфа: Издательство «Гилем», 2000. – 448 с.

5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Государственный университет «Высшая школа экономики». – М., 2000.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62 + = 64